25 июля 2013 г.

Мои газеты

Есть газеты известные, их названия у многих на слуху. Я не буду приводить примеры. У них, как правило, большой тираж, большой штат сотрудников (больше двух человек — главного редактора и верстальщика), есть иллюстраторы, бильд-редакторы, шрифтовики, художники. У таких газет хороший дизайн, большая аудитория, крупные рекламодатели. Очень хорошо.

Но есть еще множество газет, неизвестных, провинциальных, маленьких, бесплатных, учебных. Часто их делают «невидимые» люди — фрилансеры, студенты, часто — начинающие, а порой и опытные специалисты.

Зачем нужны такие газеты? Кому-то они приносят небольшие деньги, а кому-то они приносят небольшую радость и, даже, чувство гордости (это я про детские газеты). Хочу немного рассказать о газетах, которые мне приходилось когда-то верстать, и некоторые из которых я верстаю до сих пор.


Ежемесячное приложение к общественно-политической районной газете «Искра» для детей и юношества под названием «Фишка».
Издается с 2002 года в с. Еткуль, Еткульского района Челябинской области. В этом селе я родилась и окончила школу. И вот первый номер «Фишки», а также все последующие номера были сверстаны мной и моими друзьями. Занятия в редакции отнимали все мое свободное время в школьные годы, выбор профессии был предопределен.
Существует «Фишка» и по сей день, но иногда приходится слышать (в основном от моих сверстников, учителей, родителей, от старшего поколения, кто остался в Еткуле и волей-неволей читает местную прессу), о том «"Фишка" стала уже не такая, как раньше... и что-то с ней не то»...

Независимая молодежная газета «Школьный Компас». Недавно газете исполнилось 8 лет. Подробную историю ее создания вы можете прочитать здесь.
А это сотый номер, юбилейный. Его верстала тоже я (как и первый), по просьбе главного редактора Г.М. Саранцева. И рисунки для 100-го номера сделала тоже Оксана Ересько, как и для первого.

Общественно-политическая газета «Искра».
Издается с 1935 года. Возраст приличный. За все эти годы газета практически не изменила свой внешний вид. Именно в этой редакции я получила первые навыки профессиональной верстки и предпечатной подготовки. Газету тогда еще выводили на кальку, а потом кальку отвозили в Городскую Еманжелинскую типографию. Не знаю, где-нибудь еще так делают?
Я благодарна тем людям, которые показали мне несколько приемов работы с текстом, объяснили самые основные, «старые» правила верстки. На время отпуска основного верстальщика «Искра» доставалась мне. Я училась тогда в старших классах школы.

Газета Челябинского Государственного Университета «Университетская набережная». После школы, в 2005 году я поступила на факультет журналистики ЧелГУ. В 2006-м пошла в редакцию университетской газеты. Верстка интересовала меня не меньше журналистики, а точнее сказать, даже больше. Я провела в студенческой редакции (под началом главного редактора УН А. Гусенковой) много дней и вечеров, о которых вспоминаю с удовольствием. Однажды (или дважды) верстала также газету «БлокНот». В рамках образовательной программы занималась также версткой учебной газеты студентов факультета журналистики ЧелГУ «ЖурFIX».

Городская школьная газета «ЧеШка», или «Челябинский школьник», г. Челябинск.
Первый номер вышел в 2007 году при поддержке Управления по делам образования города Челябинска. С рождением первых номеров этой газеты связаны замечательные люди: И. Седелева, М. Слуднова, В. Кузнецова, Д. Скрябина, Д. Подкорытова и многие другие сотрудники ЦТРиГО «Перспектива». В подготовке номеров участвовали и многие школьники. Со временем для них в «Перспективе» открылись даже курсы по газетному дизайну и верстке под моим руководством. Но, надо сказать, желающих учится этому непростому ремеслу было не слишком много. В 2009-м году я уволилась.


Еженедельная рекламно-информационная газета «Флюгер», г. Копейск, Челябинская область, 2009 год.
Нашла вакансию в Сети, позвонила, съездила на собеседование, и меня взяли. Портфолио мое имело внушительный, даже, думаю, пугающий размер, а было в нем всего-то несчетное количество номеров «Фишки», «Искры», «ЧеШки», «УН»-ки и «ЖурFIX»'a. Раз в неделю, а может и два (сейчас уже точно не помню), я приезжала из Челябинска в Копейск на верстку номера. В небольшом офисе на центральной улице небольшого рабочего городка располагалась туристическая фирма и редакция «Флюгера». Сотрудничество наше было не слишком продолжительным, через три месяца я сказала, что ухожу. Отпускать меня не хотели, предлагали поднять оплату. Но я все равно ушла. Главный редактор О. Быстрова решила, что я собираюсь выходить замуж. Но причина была другая.

Один из первых заказов на сайте free-lance.ru — корпоративная газета «Наши новости».
Издатель — предприятие «Автопарк №1. Спецтранс» из Санкт-Петербурга. Газета корпоративная, А2 формата. Я сделала два выпуска.

В конце 2009-го года я снова решила найти какую-нибудь подработку. Таким же способом, через поиск вакансий в интернете, связалась с редакцией газеты «Общественный защитник».
Раз в неделю приезжала в офис на верстку 8-полосного номера. В общей сложности сделала 14 номеров, потом возникли проблемы с финансированием газеты, в подробности вдаваться не хочу. Существует ли газета сейчас — не знаю.

2010-й был годом окончания университета. Я писала диплом на тему: «Дизайн газетной полосы — особенности визуального восприятия. На примере газет «Челябинский рабочий» и «Новая газета». Раз в два месяца ездила в офис на верстку журнала о животных (но так как речь сейчас идет только о газетах, на журналах я останавливаться не буду). Иногда приходила в офис ИД «Студия Фьюжен», что был расположен недалеко от квартиры, которую я арендовала в Челябинске, и верстала там свадебный журнал и рекламную газету «Всё, что я хочу!».

После окончания университета стала искать работу верстальщиком. Быстро получила отклик. Меня пригласили на должность дизайнера-верстальщика в новую и первую в Челябинске газету для женщин «Женское мнение».
В просторном, новом и чистом, арендованном под редакцию офисе нас оказалось двое: я и человек, совмещающий в себе все руководящие должности, включая должность главного бухгалтера. Мне был с первого дня положен не маленький по тем временам в провинции оклад, сделана запись в трудовой книжке, организовано рабочее место за компьютером, выделено время на обеденный перерыв, нормированный рабочий день и тому подобное. Я разработала модульную сетку (чего раньше в газетах никогда не делала, версталось все просто, с чистого листа и как получится), фирменные бланки, визитки и прочие необходимые вещи. Сделали пару номеров. Стали приходить нанятые рекламные менеджеры, обзванивать потенциальных клиентов. Но... клиенты что-то не шли. Мой рабочий день сокращался. И все это дело, к сожалению, быстро заглохло. Такая судьба повсеместно постигает множество и множество рекламных газет.

Конечно, не сразу, но спустя какое-то время я четко осознала, что не хочу работать в офисе, в какой-то одной компании (пусть даже крупной), а хочу верстать разные газеты и журналы, управлять своим временем и свободно перемещаться. И весь этот скромный, накопленный за школьные и студенческие годы опыт я решила использовать.

Зарегистрировалась на популярных биржах freelance, а где была уже давно зарегистрирована —обновила портфолио, заполнила профиль, разместила объявление об услугах на бесплатных интернет-досках, составила текст коммерческого предложения и стала рассылать на почту разным компаниям.

Первые полгода (с лета 2010-го до декабря) особенного потока клиентов не было. Иногда ко мне обращались знакомые с просьбой сверстать что-то для них за символическую плату, иногда появлялись потенциальные клиенты и пропадали, время от времени появлялись заказы на какую-нибудь мелкую полиграфию (листовки, визитки и тому подобное, чем я не люблю заниматься). Я писала статьи на заказ, занималась даже дешевым рерайтом и seo-копирайтом по 15 рублей за 1000 знаков, и, чего греха таить, даже постингом на форумах по 5 рублей за пост.

Но вот, постепенно стали появляться новые и новые заказы на верстку. Так, январь 2011-го я сама для себя считаю началом своего свободного профессионального полета, в котором нахожусь и по настоящий день.

Но будем идти в хронологическом порядке, раз уж я решилась на это...

Конец 2010-го. Ко мне обратился К. Ковырялкин, редактор литературного ежемесячника «Художественная литература и другие хроники нашего времени».
А за несколько месяцев до этого я случайно наткнулась в Сети на сайт этой газеты. И написала в редакцию письмо, что, мол, предлагаю услуги верстки, если нужно вдруг, то обращайтесь. И многие письма, отправленные мной и остававшиеся некоторое время без ответа, потом все-таки работали. Как и ожидалось, усилия были приложены не зря. Так что, если вдруг кто-то из начинающих фрилансеров читает меня, даю совет: пишите письма, предлагайте свои услуги и не бросайте начатое, даже если никто не отвечает вам. Когда-нибудь кому-нибудь обязательно понадобятся услуги специалиста, просто всему свое время.
В последующие годы я верстала несколько номеров газеты «Художественная Литература», разных форматов (А3 и А2) и с разным количеством страниц, от 4 до 72. Некоторые иллюстрации для газеты делала моя коллега Татьяна Пильникова. Она также принимала участие и в верстке. Самый толстый номер был сдвоен с иллюстрированным гидом по известному фестивалю «Архстояние». Редакция газеты находится в Москве, фестиваль проходит в Калужской области, а верстка номера проходила в Краснодаре, где находились мы. Июль, днем до +50 градусов, интернет — через 3G-модем. 72 полосы А3 формата успешно ушли в печать. Люблю такие условия работы. Люблю, когда заказчиков не пугает расстояние, когда они уверены, что работа будет выполнена четко в срок, несмотря ни на что.


Январь, 2011. Еженедельная рекламная газета «Рекламный БУМ74», г. Челябинск.
Просуществовала где-то до середины лета. А потом... начались отпуска. И я сама уехала на юг России, в общем, рассказывать об этой газете особенно нечего. Формат А5, 16 полос, реклама, ТВ-программа и анекдоты. Как в большинстве бесплатных рекламных газет. Но это был первый опыт верстки еженедельника, с четким графиком выходов.

Март, 2011.
Однажды вечером в программку Mail.ru Агент ко мне пришло сообщение от неавторизованного пользователя. Сейчас подобные запросы авторизации от неизвестных я в большинстве случаев просто игнорирую. Оказалось, человек нашел меня по поиску среди пользователей Агента, по тегу «верстка». Что меня, конечно, удивило. Он обратился ко мне с вопросом, могу ли я подсказать кое-что по поводу верстки газеты. Мы стали общаться. Задача — создать с нуля рекламную газету. Первый номер газеты «Вестник Покупателя» вышел в марте. И с завидной периодичностью — дважды в месяц — газета стала выходить, и очень успешно издается и сейчас. В. Тимофеев, главный редактор газеты стал моим первым заказчиком из подмосковья.

Сентябрь, 2011.
Осенью ко мне обратилась Ю. Сорокина из Московской области, с просьбой разработать дизайн-макет для школьной газеты. Название придумали сами дети: COSMOSHKOLITEN. Первый номер делала я, а было ли потом какое-то продолжение, к сожалению, я не знаю.

Апрель, 2012.
Один из моих первых постоянных заказчиков, пришедших с сайта freelance.ru Д. Круглов, издатель газеты для мам «Мама Купи». Газета А3 формата, 20 полос, полноцвет, успешно издается и в настоящее время.

Апрель, 2012.
География заказов со временем стала расширяться. Ко мне обратились из сети гипермаркетов ЭССЕН, Республика Татарстан, с просьбой разработать дизайн-макет газеты.

Сентябрь, 2012.
Пара молодоженов захотели к свадьбе напечатать для себя и своих гостей небольшую газету (А3, 4 полосы), напоминающую старые советские газеты. Так появилась «Вся правда о нашей любви». Первый и единственный выпуск.

Октябрь, 2012.
С сайта free-lance.ru пришел заказчик с Канарских островов. Поставил задачу — разработать несколько вариантов дизайна обложки газеты и пары внутренних разворотов, что и было сделано. Заказчик остался доволен и сказал, что вскоре решатся все организационные вопросы с запуском газеты и мы продолжим работу, и... на этом история закончилась. А жаль, могла бы получиться хорошая газета.

Ноябрь, 2012.
Еще одна несостоявшаяся газета. «Любая партия рекламы», заказчик из Хабаровска. Был разработан только пилотный номер. Дальше — известная участь многих газет «с нуля».

Апрель, 2013.
Я была в Черногории. Ко мне обратился И. Вольфсон, из Израиля с предложением заняться версткой рекламного еженедельника «Неделя», я согласилась, с некоторым опасением, что еженедельная верстка с трудом впишется в график моей работы. Но мне пришлось сверстать всего 4 номера, и не за месяц, а за два. Заказчик пропал без объяснения причин.

Лето, 2013.
Газета «Пионер» Акрон. Шаг в будущее, дизайн-макет и адаптация верстки, подготовка к печати. Газета эта особенная. С предложением заняться разработкой дизайна этой газеты ко мне обратилась моя сокурсница Ксения Шамакина из журнала «Секрет фирмы», ИД «Коммерсант». Подробнее о том, для кого, чего и кем была создана эта газета, можно прочитать тут.

5 комментариев:

  1. Ответы
    1. Это только газеты, вымирающий вид. И хоть я газеты очень люблю, сейчас их у меня меньше и меньше, в основном, книги, журналы, каталоги, брошюры и другая промо-продукция. А кстати! Может быть, у тебя сохранился какой-нибудь из тех номеров «БлокНота»? Можем дополнить пост, для истории. У меня, к сожалению, не сохранились университетские газеты.

      Удалить
  2. Молодец! О каждой газете с любовью....Мне всегда становится грустно, когда газета перестает существовать или уходит от тебя (по разным причинам), как ребенка не стало...

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Татьяна!
    С огромным удивлением увидела среди прочих израильскую "Неделю". Дело в том, что мне приходилось верстать её в течение полугода, вероятно, до вас. Сочувствую о вашем потраченном времени, больше и добавить нечего :)
    Искренне желаю Вам адекватных заказчиков и творческих успехов!
    С уважением, Регина Кошелева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за пожелания, Регина!
      И Вам успехов в работе!

      Удалить